УКР  РУС  ENG  CHN 
Поиск:  
  Статьи
Роторный таблетпресс
Особенности корпоративного обучения


      Спектр инструментов, применяемых компаниями для повышения квалификации своих сотрудников, весьма разнообразен. Первый и наиболее приближенный к условиям и задачам реального бизнеса способ обучение “боем”, основной недостаток которого заключается в непредсказуемости результата. Одно дело, когда человек на практике, в реальной работе закрепляет полученные на корпоративных тренингах навыки и знания. И совсем другое, когда нового сотрудника совершенно без подготовки окунают в работу по принципу “жить захочешь выплывешь”. В таком случае он, находясь в стрессовой ситуации, не обладая достаточными знаниями о компании и о продукте, может, сам того не желая, навредить имиджу компании. Конечно, зачастую подобная стратегия – это вынужденная мера, обусловленная дефицитом времени или денег на обучение.

      Как правило, делать первые шаги в бизнесе новичку помогают более опытные сотрудники и руководство, контролируя и направляя его действия. В данном случае успех зависит от системы коммуникаций, принятой в компании: как часто и в какой форме осуществляется отчетность и контроль, как распределяется ответственность за обучение.

      В некоторых компаниях есть неписаное правило: если сотрудник прошел какой-либо тренинг, поучаствовал в конференции, выставке, он проводит для коллег “круглый стол” с презентацией и отвечает на вопросы. Обмен опытом может быть очень полезен и на межрегиональном уровне во многих компаниях регулярно проводятся совместные выезды всех офисов компании на конференции или на отдых, иногда особенно успешных сотрудников приглашают на международные мероприятия, где есть возможность пообщаться с лучшими представителями компании из многих стран. Подобные поездки часто организуют фармацевтические дистрибьюторы для сотрудников компаний-клиентов. Полезность подобных встреч трудно переоценить, т.к. общение во время их проведения менее формализовано, чем обычно, статусные барьеры исчезают, что облегчает обмен опытом между сотрудниками разных уровней.

      В последнее время специалистами по обучению персонала все чаще употребляется слово “коучинг”, которое на русский язык можно перевести примерно как “наставничество”. Эта методика может применяться как при обучении новых, так и при повышении квалификации опытных сотрудников. Коучинг – это очень персонифицированная процедура, направленная на выявление потенциала и развитие индивидуальных способностей каждого конкретного работника. В качестве наставника может выступать как человек из компании (не обязательно непосредственный руководитель), так и внешний коуч-консультант.

Когда речь идет о развитии и обучении сотрудников, в первую очередь подразумевается количество и качество проводимых тренингов, которые можно классифицировать по нескольким категориям: внешним и внутренним, вводным и углубленным, специализированным и общим.


Внешние и внутренние

      Многие крупные компании предпочитают иметь у себя в штате тренера, тренинг-менеджера или целый отдел, отвечающий за обучение и развитие персонала.

      Преимущество корпоративного тренера заключается в глубоком знании и понимании не только специфики бизнеса в целом, но и его особенностей в рамках конкретной компании. Прежде всего, это знание продуктов компании, ее стратегии, культуры в плане поведения на рынке, знание сотрудников и, как следствие, возможность найти индивидуальный подход к каждому члену команды. Интегрированность в компанию дает тренеру или тренинг-менеджеру возможность участвовать в формировании HR-политики и влиять на стратегию развития персонала. Хороший тренер – это специалист, который не только владеет определенными методиками и умеет их применять, но и имеет собственные наработки, самостоятельно созданные обучающие модули. Иногда компании приглашают тренеров из своих зарубежных офисов или отправляют сотрудников туда на обучение.

      Тем не менее, многие компании, даже имея в штате тренера, некоторые программы заказывают у внешних провайдеров. Корпоративному тренеру сложно охватить все области навыков и знаний, а специалист извне обладает глобальным видением рынка, более широкими знаниями, почерпнутыми из разных сфер бизнеса, и может привести наглядные и показательные примеры из параллельных областей. Он также может увидеть многие плюсы и минусы команды со стороны.


Вводные и углубленные

      Прежде чем приступить к работе, новый сотрудник должен глубоко изучить продукт, с которым ему предстоит работать, стратегию поведения компании на рынке, основные правила общения с клиентами и поведения внутри компании. В последнее время на рынке все чаще стали встречаться случаи, когда компания проводит первые вводные тренинги еще на этапе отбора. Такой подход позволяет увидеть, на что способны сотрудники, отследить динамику их результатов, отобрать лучших из лучших с большей уверенностью в правильности сделанного выбора, а также обеспечить сохранение имиджа компании на рынке. Вводные тренинги могут проводиться не только для новых сотрудников, но и для тех, кто меняет направление деятельности внутри компании или начинает работу над новой задачей.

      Углубленные тренинги проводятся, как правило, для опытных сотрудников регулярно либо в случае продвижения на более высокую позицию. Подобные тренинги могут являться частью поощрения, дополнительной мотивацией. Компания дает понять, что заинтересована в развитии сотрудников, в их профессиональном и карьерном росте. Иногда помимо тренингов и курсов компания оплачивает получение бизнес-образования, но для этого человек сначала должен зарекомендовать себя с наилучшей стороны, доказать свою лояльность к компании, добиться блестящих результатов в работе и показать наличие потенциала и стремление к развитию. Для самих людей подобные тренинги, а также образование, обычно оказываются весьма полезным багажом, который при любых обстоятельствах будет востребован на рынке труда.


Специализированные и общие

      Специализированные тренинги проводятся в соответствии с потребностями конкретных отделов компании. Например, для медицинских и торговых представителей это могут быть тренинги по навыкам продаж, искусству презентации, мерчандайзингу, кроме того, отдел маркетинга проводит тренинги по продукции компании. Для людей, занимающих более высокие позиции в продажах, имеют смысл тренинги по построению команды, менеджменту, анализу территории, финансовому планированию и т.п. Для медицинского отдела актуальны семинары и тренинги по проведению клинических испытаний, соблюдению стандартов международной практики.

      Общие тренинги могут быть полезны для всех сотрудников компании, начиная с определенного уровня позиций: по стратегическому планированию, управлению временем, ресурсами, проектами или командой, и т.д.

      Наиболее успешное сочетание всех вышеперечисленных инструментов обучения и развития персонала можно продемонстрировать на примере вовлечения в работу новых сотрудников во многих крупных западных фармкомпаниях. Человек, пришедший на должность медицинского представителя, первые две недели, а иногда и месяц, просто ходит к врачам вместе с наиболее опытными представителями, наблюдает за тем, как проводится презентация, как расставляются акценты, в каком ключе принято отвечать на вопросы. Затем новый сотрудник проходит ряд базовых тренингов, как по продажам, так и по продукции компании, и только потом его отправляют на самостоятельные визиты, проведение которых контролируют старший медпредставитель, руководитель группы представителей или региональный менеджер.

      Подобная процедура ожидает и тех, кто уже обладает соответствующим опытом работы, но решил поменять компанию. В таком случае каждый из этапов займет меньше времени, но все они будут полезными, поскольку это не просто повторение пройденного, но и возможность со стороны увидеть потенциальные проблемы и способы их преодоления. Это позволит на деле ознакомиться с принципами и правилами работы в компании, особенностями ее позиционирования на рынке, что особенно важно для тех, кто, в сущности, является лицом компании.

      Не всегда опыт, полученный в одной компании, может полностью найти применение в другой. Но, если человек стремится к развитию своих профессиональных качеств, серьезно продумывает варианты карьерного движения, он добьется своей цели. Постоянное обучение и стремление к самообразованию рано или поздно принесет свои плоды – свободу выбора того, чем заниматься, в какой компании работать и на какой позиции.

Главная  |  Компания  |  Вопрос-ответ  |  Новости компании  |  События компании  |  Вакансии  |  Контакты  |  Бесплатная юридическая консультация


Группа компаний "Аптека-95"
Украина, 61001, г. Харьков, ул. Юрьевская, 17
Тел./факс: (057) 714-06-03, 768-09-15,
 768-09-16,768-09-17
                                                     

Факс
-сервер
: 719-15-83

Карта проезда


СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА!



P.S. "Ничто так не  дается дешево
                  и не ценится окружающими
                                        дорого, как улыбка"   Д.Карнеги